Скульптор из Брянска отметил 30-летие своего творческого пути

Культура, 1:05, 13 января 2019 Просмотров: 63

Александр Ромашевский: 30 лет творческого пути

В только что ушедшем 2018 году исполнилось 30 лет творческому созиданию на Брянщине талантливого скульптора, Заслуженного художника России, уроженца Брянска Александра Александровича Ромашевского.

Что удалось сделать и что ещё предстоит, как рождаются и воплощаются идеи, мы узнали у самого скульптора-творца Александра Ромашевского, поговорив с ним о прошлом, настоящем и будущем.

Тяга к творчеству появилась в детстве

Все мы родом из детства и многие наши увлечения берут начало именно в раннем возрасте. Так было и с нашим героем.

Родился Александр в 1961 году в Брянске. Ещё в детском саду у него появилась тяга к творчеству, родилось непреодолимое желание на бумаге и в глине отражать красоту, которая нас окружает. Детские рисунки Саши даже побеждали на конкурсе в Москве.

А в школьные годы добавилось к этому и увлечение военной историей. Ему нравилось скульптурное великолепие 18-19 веков, притягивала красивая форма военных. Особенно привлекала Отечественная война 1812 года.

Александр Ромашевский: 30 лет творческого путиОна так красочно и интересно была описана в подаренной в детстве отцом книге «В грозную пору» и стала первой прочитанной книгой.

Солдатиков из пластилина, которых Саша делал с исторической точностью и пластикой, до сих пор вспоминают его друзья. Последняя армия из более 300 пеших и конных фигурок сохранилась до сих пор.

Учась в Брянской детской художественной школе, понял, что хочет стать скульптором. Тогда уже наметились его недюжинные способности творить.

С отличием окончил детскую художественную школу №1, потом скульптурное отделение Ленинградской средней художественной школы им. Б. В. Иогансона, в 1986 году скульптурный факультет знаменитого Московского Государственного Художественного института им. В.И.Сурикова.

В конце 1987 года после службы в армии вернулся в Брянск. В 1988 году началась его работа в брянских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.

В ту пору здесь работали такие мастера-скульптуры, как Григорий Коваленко, Нина Козлова, Григорий Копий, Германн Пензев. «Три КО и один Пе», как говаривал Пепзев.

Молодому скульптору досталась мастерская, в которой работал за несколько лет до этого переехавший в Ленинград Алексей Кобилинец. В ней были только голые стены и асфальтовый пол. Начинать пришлось с обустройства мастерской.

Первая серьёзная творческая работа была над бюстом Ленина. Страна ещё была социалистическая, и идеалы не были разрушены.

Принимали работы по Ленинской тематике только в Москве на художественном Совете. Это был серьезный экзамен. Не всем удавалось его пройти. Председательствующий Юрий Александров сделал замечание: «Не стоит так хорошо лепить Ленина».

На что молодой скульптор ответил: «Работая в провинции, можно только хорошо лепить или пить водку. Выбираю первое». И уже в 1989 году Ролмашевский стал самым молодым на Брянщине членом Союза художников России.

«Конечно, редкое сочетание ленинградского и московского образования дает очень многое, — вспоминает Александр, — особенно под руководством выдающихся скульпторов своего времени, такких как академики, народные художники М. Ф. Бабурин и Л. Е. Кербель.

Но настоящий художник может проявиться только, когда он остается один в своей мастерской. Еще необходим запас времени — пять, шесть лет без материальных проблем после учебы, чтобы обрести своё я. И это все давало советское время. У современных выпускников, к сожалению, этого нет».

Фигуры «вышли» из гранита

Александр Ромашевский: 30 лет творческого путиРомашевский признаётся: «За 30 лет творческой деятельности сделано не так много, как хотелось бы. Хотя всё познаётся в сравнении.

Мы ведь в искусстве равняемся на то, что лучше, а не хуже. Мог бы сделать гораздо больше. И Брянск сейчас был бы несколько иным, если бы все мои работы воплотились в жизнь».

Хотя, конечно, скульптор несколько лукавит. Им сделано немало. Только в нашем областном центре Ромашевский поставил четыре монументальных произведения. Причём, они такие разные и по творческой концепции, и по размеру.

1995-й — год открытия первого монумента молодого автора, посвященный освободителям города Брянска на воинском мемориале по ул. Почтовой в Бежице. Восемь с половиной метров высотой, с тремя четырёх-метровыми фигурами в бронзе.

В нашей стране нет больше нигде изображения воина-освободителя в виде распятого солдата, как представил наш земляк.

Александр Ромашевский: 30 лет творческого путиСоветский солдат в образе Иисуса Христа смелое и нестандартное решение для той ещё коммунистической эпохи.

Расколотый Чернобыльский шар, как страшное напоминание об экологической катастрофе, которая как бы разделила всё на «до» и «после». Эта идея также принадлежит Александру Ромашевскому.

Её оценил председательствующий на конкурсе главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, выделив из множества проектов со всей страны. На сегодняшний день это единственный концептуальный памятник Брянска.

Совсем другой подход к композиции «Паровозная бригада» на ж/д вокзале «Брянск-1». Фигуры железнодорожников настолько реалистичны, что с ними рядом хочется постоять. А вдруг услышишь, о чём беседуют рабочие?

Недаром такие памятники ещё называют «живыми» скульптурами. Они стали модными в последнее время в мегаполисах, но в нашем городе таких, к сожалению, больше нет.

Совсем недавно открытый памятник Ромашевского «Святым, равноапостольным Мефодию и Кириллу» на Набережной стал первым в областном центре на христианскую тематику, как символ меняющегося времени.

Хотя в нашей стране памятников этим святым уже немало, но такого решения фигур нигде нет. Своеобразие придаёт смешение двух стилей: реалистического и иконописного. При изображении каскада складок одежд, как признался Ромашевский, вдохновлялся картинами Эль Греко.

Святые здесь как живые люди. Чувствуется разница в характерах братьев. Мефодий основательный, сконцентрированный. Кирилл энергичный, в движении. При этом он не держит крест и даже не прикасается к нему. Потому что автор считает, что христианская вера ценна сама по себе. В этом ещё одна особенность этого памятника.

А сколько ещё бюстов, памятников и мемориальных досок установлено Ромашевским в нашей и в других областях?!

Александр Ромашевский: 30 лет творческого путиОднако нельзя не вспомнить ещё две очень значимые работы мастера. Это скульптурная композиция мемориала «Хацунь» и Аллея Героев на мемориальном комплексе «Партизанская поляна». Это знаковые для нашей области объекты.

Три трагические фигуры жителей русской деревни Хацунь в момент расстрела. Земля уже уходит из-под их ног. Внизу наставленные на них немецкие штыки.

Художественное решение поражает своей необычностью. В изломе линий произведения отражен излом судеб тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей.

За эту работу Александр Ромашевский был удостоен премии Центрального Федерального округа в области искусства.

Аллея Героев как продолжение развития комплекса настолько органично вписалась в существующее художественное пространство, что создается впечатление, как будто она всегда там была.

Автору и на этот раз удалось найти новое пластическое решение для традиционной задачи. Все четырнадцать бюстов на скошенных постаментах установлены вплотную к рельефной стене. Они как бы выходят из гранита, как из леса.

Это произведение было отмечено всероссийской премией ФСБ в области искусства.
В этом и заключается секрет таланта нашего земляка. Александр Ромашевский может создать такую композицию, которой нет больше нигде.

Она берет за душу и заставляет задуматься о добре и зле, о жизни и смерти, о бренном и вечном, о святом и тленном.

О насущных делах и планах Александра Ромашевского мы расскажем в следующей беседе.

Продолжение следует.


Фотографии из семейного архива и с сайта Александра Ромашевского.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ
Поделитесь своим мнением

Наверх